Доброго времени суток Уважаемый читатель! Как можно ответить на вопрос – «Какая лучшая футбольная команда в мире?» По моему мнению, если речь идёт о команде, то и исходить нужно от качества, которое является главным показателем команды – это «взаимопонимание».
Благодаря высокому взаимопониманию партнёров, команды демонстрируют свои лучшие качества: контратаки, запутанные комбинации, розыгрыши стандартных положений. У лучшей команды, несомненно, будет и лучшее взаимопонимание на поле.
В одной из ранних работ, делился с Вами своим подходом к тренировке, предлагал исходить не от направленности, а от технических элементов и приводил доводы, что это гораздо эффективнее. Сегодня же, хочу поделиться с Вами инструментом, который будет совершенствовать взаимопонимание Вашей команды и правильно дополнять Ваши упражнения.
Максимальную эффективность от работы можно получить тогда, когда игроки тренируются именно в игровых условиях. А прогресс команды - когда для ребят не будет ситуаций на поле, с которыми они не знакомы.
Все тренеры это знают и понимают, но каким способом этого добиться? Итак, предлагаю прямо сейчас разобраться с данным вопросом и предложу, на мой взгляд, одно из верных решений. Сегодня я постараюсь продемонстрировать улучшенное упражнение - квадрат в футболе.
Если мотоциклист будет готовиться к соревнованиям на идеальной трассе, а на деле ему придётся выступать на земляном покрытии, он вряд ли успешно выступит. Когда хоккеисты играют в Европе, а затем перебираются за океан, им необходимо некоторое время, чтобы адаптироваться к более малым площадкам. Когда боксёр работает с грушей, создаётся впечатление, что он непобедим, но как только он выходит на ринг с более сильным соперником, всё становится на свои места.
Подобных примеров можно приводить ещё великое множество, но не вижу необходимости. Смысл в том, что на тренировках эти спортсмены готовились к одним условиям, но на деле им предстояли совершенно другие. Во время подготовки они получали одно сопротивление, а на соревнованиях совсем другое, и были не готовы к этому.
В футболе аналогично. Большинство тренеров не учитывают действительную ситуацию, в которую попадает игрок абсолютно каждую игру, и вот тут начинаются неувязки. На сегодняшний день, на просторах интернета просто неимоверное количество различных упражнений, которые рекомендуют специалисты со всех концов света.
Какие хочешь: с кучами разноцветных фишек и конусов, с манекенами и стойками, на контроль мяча, и завершения атаки. Но действительно ли они имеют много общего с настоящей игрой и эффективны?
Как для себя находят нужные из них, наши тренеры? От чего они отталкиваются? От сложности? Визуального эффекта? Что они преследуют при их выборе?
Ведь именно от этого и зависит эффективность работы, мальчик должен в первую очередь на тренировках, то есть в тепличных условиях, попадать в боевые ситуации и довольно часто. Не только он должен знать, как действовать в любой ситуации, но и его партнёры.
Вот тогда будет прогресс, тогда действия юных футболистов в официальных матчах, от игры к игре, будут всё увереннее и убедительнее.
Давайте сразу обозначим, что всё индивидуальное нужно отрабатывать в совершенно другом режиме, и по этому поводу уже делился своими мыслями. Сейчас нас интересует момент исключительно групповых действий команды, когда она владеет мячом.
Обстановки в которые попадают футболисты, имеют очень большое количество разновидностей, но упор необходимо делать на самые, по мнению тренера, частые и проблемные из них.
Например: команда каждую игру проявляет активность на правом фланге и чаще всего это происходит, когда правый защитник подключается к атаке.
Но после его приёма мяча идёт стопор атаки. Развитие происходит по принципу «как получится», никто из игроков атакующей команды, не представляет, что будет происходить через секунду. Как поведёт себя нападающий, центральный полузащитник, партнёр с мячом.
То есть, главное командное качество как «взаимопонимание», на очень слабом уровне.
Первое что необходимо, это как показано на рисунке, определить проблемную игровую зону.
При проблемах в «командном взаимопонимании», своё внимание нужно акцентировать не на технических действиях, а на тактических. Ребятам следует создавать ситуации, которые идентичны игровым.
Необходимо выявить самые частые фрагменты похожие друг на друга и смоделировать их. Если мы говорим о детях, то в данном случае рассматриваем формат 8+1 и выглядит это так:
Это и есть фрагмент игры, в прямом смысле этого слова. После каждого срыва атаки, центральный защитник делает передачу на правый фланг снова и снова, снова и снова, вплоть до сорока минут за тренировку. Не жалейте на это время, при многократном повторении, у Вас будут появляться всё новые и новые тактические ошибки.
Это упражнение даёт Вам возможность устранять их, останавливать игру и спокойно разбираться, в любом микромоменте каждого игрока. И самое главное, оно даёт возможность доносить до ребят, за счёт чего и как вскрывается любая оборона.
Своевременное освобождение зон и их заполнение, отрабатывается именно в игровых условиях, когда защитники работают на 100%. Таким образом, организация игры строится гораздо быстрее и эффективнее.
Второй момент, который не могу не затронуть - это упражнение, без которого не обходится практически ни один тренер. Оно одно из самых популярных и востребованных уже многие годы, и каким только трансформациям оно не подвергалось, и как только не называлось.
Речь идёт, о «квадратах». В квадрат на удержание мяча играют в различных вариациях, 3х3, 5х5, 8х8. Главное, что преследуют в этом золотом упражнении – это контроль мяча. Но действительно ли оно такое эффективное, как производящее о нём впечатление?
Ни в коем случае не берусь осуждать знаменитый квадрат. Единственное - предлагаю вместе порассуждать логически.
Если тренеры развивают таким способом контроль мяча, то первый нюанс, который возникает в голове, что все игроки знают, что они на тренировке. Они на подсознательном уровне, не дорожат мячом так, как они это делают в официальном матче.
Хочешь, не хочешь, но эффективности, которая преследуется в этой работе, её не будет. Такова психология человека. Это касается и традиционных квадратов и более эволюционных, которые видоизменялись с течением времени.
Суть проблемы в них одна – неполноценная осознанность игроков в потере мяча и слабый уровень мотивации, в его контроле.
Как сказал один из лучших полузащитников 2000-ых годов а, пожалуй, и всего времени, испанец Хавьер Эрнандес Креус, он же Хави – «Футбол – это игра пространства и времени».
Чтобы понять смысл этих слов, нужно обладать взглядами и пониманием футбола, несомненно, на уровне выше любительского. Исходя из этого, чтобы понять то дополнение, которое мне хочется предложить в полной мере, на него нужно посмотреть немного глубже и под специфическим углом. Необходимо залезть в шкуру футболиста и постараться ощутить его состояние, и условия во время работы.
Дополнение заключается в том, что нужно просто привязать к квадрату, такое понятие как «время». Когда перед игроками будет поставлена совсем другая и конкретная задача, квадрат обретёт совсем другую значимость, в совершенствовании командных действий.
Как указано на рисунке, первая команда, которая владеет мячом, это команда красных, и у них в расположении пять мячей. Одним начинают игру, а четыре оставшиеся мяча ждут своей очереди. Как только произведён первый пас, тренер засекает время на секундомере. Этим самым он привязывает их ко времени. Задача красных - удерживать у себя мяч, как можно дольше. При потере первого мяча, если он был выбит за пределы квадрата, тренер как можно быстрее вводит второй мяч и продолжается контроль красных.
Если же синим, удалось отобрать мяч и сохранить его в квадрате, то тот игрок синих, который произвёл отбор, имеет всего два варианта. Он либо старается попасть в наиболее удобные для него ворота, либо отдаёт передачу партнёру. На две передачи у синих нет права, они могут сделать только один пас!
Таким образом происходит вплоть до пятого мяча. В тот момент, когда синие выбивают за пределы квадрата или забивают в ворота последний мяч, тренер останавливает время на секундомере.
Каждый забитый гол синими в ворота говорит не только о том, что соперникам нужно брать следующий мяч, но и влияет на время. Каждый гол - это минус десять секунд от общего времени соперников. Например – время контроля красных с первого по пятый мяч, составило 2.40 минут. Но синие из пяти отборов, два сумели забить. Значит итоговое время красных 2.20 минут.
Затем команды меняются ролями. Какой команде удалось показать большее итоговое время, та и выигрывает.
Казалось бы, всего одно не особо значительное дополнение, но эффективность от проделанной работы, увеличивается в разы. Благодаря этому изменению, игроки чувствуют себя в психологическом состоянии, максимально приближенном к игровому.
Мотивация, с которой будут играть ребята, будет непременно выше обычной и соответственно, мячом дорожить будут команды намного бережнее и более сконцентрировано.
Вот и поделился с Вами таким инструментом, как «фрагментарное моделирование игровых ситуаций - упражнение квадрат в футболе». Таким образом, можно и нужно, совершенствовать командные взаимодействия на поле. Повторюсь, игровых ситуаций в игре, бесчисленное количество, и каким из них уделять время в большей степени, решать только Вам.
Это уже тот момент, когда за дело берётся Ваше творчество, Ваш взгляд, Ваше видение. Мне лишь хотелось донести, что юный игрок должен попадать в боевые условия не только в бою, но и в учении. Мальчику необходимо подвергаться сложным тактическим ситуациям в периоде обучения, сотни раз, тысячи раз.
И только после этого он научится находить на поле единственно верные решения, и привносить в матчи свою долю игровой красоты.
Буду рад, если был полезен сегодня, до новых встреч!
Автор:
Данияр Михрамов
Сохраните эту запись у себя в соц. сети или поделитесь с друзьями:
© Все права защищены.